Блог о Египте больше не выходит. Читайте меня на baliblogger.ru и blog.stellav.ru!

понедельник, 11 октября 2010 г.

Жизнь в Египте очень расслабляет :) Самодисциплина дауншифтера.

Вообще тема лени и самодисциплины после моего отъезда сюда, встала остро. Вроде времени больше, а дел успеваешь переделать мало. Потому что всегда можно просто впасть в прекрасную обломовщину и ничего не делать. А ведь хочется все-таки достигать всего того, ради чего ты собственно из душной Москвы выбрался.

Но есть люди-роботы, они что решили, то и начнут делать, причем сразу же в намеченный день, а есть люди-мы, поклонники прокрастинации, сторонники ленивого ненапряжного режима и просто неспособные "взять и собраться". 

Мы сегодня как раз с А. говорили на тему того как бороться с ленью и как себя самоорганизовывать, говорили долго, так что по ходу дела поток мыслей из разговора вылился в одну заметку про это.

Я помню читала блог человека, который так же как и я (но по своему) решил уйти из офиса и начать все сначала, больше всего в той заметке меня зацепила мысль, про которую я, как-то специально не думала, но которая всегда крутилась где-то рядом. Мысль заключается в следующем.
Есть такая иллюзия, что времени станет больше, на самом же деле, времени намного больше не будет, если не научишься себя организовывать и бороться с ленью и прокрастинацией. У меня бывали периоды, когда я вообще ничего не успевала, несмотря на то, что вроде проходили дни и недели, да и по сути я ничего "такого" не делала.
Оказалось, что время не появляется автоматически, и прежде, чем оно действительно появится, придется взять себя в руки и научиться организовывать себя.

Поэтому про самоорганизацию и прочие штуки, я думаю в последнее время очень много,
а все старые методы (тайм менеджемент и пр) здесь совершенно не подходят - они подходят тем, кому нужно рассортировать по полочкам сто тысяч дел и заполнить каждую минуту твоего существования, но сейчас задача другая, сейчас вопрос в том, действительно ли ты занимаешься тем, ради чего все это затеял.

И итоге тут в Египте, в рамках борьбы с ленью, я выработала две простых методики:



1) первая метода "два важных дела в день".

(я к этой простой методе пришла сама, у меня вначале было три дела, но потом я прочитала про похожий подход в другой книжке, там вообще советовали ограничиться двумя делами, что я и сделала, перейдя от трех к двум)

Для чего нужна эта метода? для любителей составлять длинные списки "to do", которые никогда не удается осуществить до конца. Ведь когда ты понимаешь, что у тебя куча "висящих" дел, ты начинаешь писать длинный todo-list, от которых нормальному человеку становится только хуже и в итоге ничего все равно не делается. Я много раз в Москве писала такие списки на выходные, и в лучшем случае удавалось реализовать из них 30%, ну может 50%. В реальности же такие списки перетекают изо дня в день, из выходных в выходные, из недели в неделю. Лень берет свое.
Теперь у меня все проще (вообще простота - главное оружие в борьбе с ленью), на каждый день (или почти на каждый, иногда я делаю выходной) у меня есть ровно 2 важных дела - из тех что я обычно откладываю по сто раз. (Разумеется, это не означает, что за день я успеваю столько только два дела в принципе, но это именно те два дела, которые все время хочется отодвинуть, забить итп и которые висят давно (или способны висеть годами), например дело из разряда "наконец разобрать фотографии из Венесуэлы")
Какие это будут дела я решаю накануне, обычно, перед сном. Залог успеха в том, что когда это всего два дела, и ты понимаешь, что вот их уж точно нельзя отложить, ты их сделаешь.
Поначалу кажется: что это все как-то несерьезно, всего два дела! В долгосрочном же периоде, как опыт показывает, прок действительно большой. Простые факты: 7 дней в неделю по два дела = это 14 больших дел. Иногда у меня список из 10-15 дел неделями откладывался. Ну и самое главное делать всего два дела в день - это гораздо меньше стресса, чем дамоклов меч в виде длинного списка дел.

вторая метода, которой я активно пользуюсь в последнее время, это;


2) "Матрица приоритетных занятий"

Как я уже писала выше, главное, это не то, чем и как заполнять время, а то, насколько ты действительно занимаешься тем и идешь к тому, о чем мечтал. Ведь в суматохе разных дел, даже в твоей "новой свободной жизни", можно совершенно забыть про главные и важные дела.
Мы помним, что "путешествие в тысячу миль начинается с первого шага", для меня эта фраза приобрела новый смысл. После того как первый шаг сделан, что главное? Главное понимать, какие простейшие, маленькие шаги будут постоянно вести тебя на пути к достижению главной цели.
Это как спортивная тренировка - решив, что хочешь пробежать 20-километровый марафон, ты понимаешь, что к этой цели тебя приведут ежедневные тренировки, например ежедневные 30-минутные пробежки. 
Так же и с другими делами, сформулировав, чего я хочу добиться через какое-то время, надо выделить маленькие дела, делая которые регулярно, я смогу прийти к данной цели. (Например, одна из моих целей связана с пистальством, поэтому я решила, что в день я должна писать не меньше 2000 знаков,  причем не важно чего - по работе ли, для своего блога, для своего дневника и тп; другой приоритет связан с арабским, на котором я хочу говорить свободно, поэтому хотя бы 20-30 минут в день я стараюсь заниматься арабским итд)
Сама методика выглядит таким образом - я выделила несколько приоритетов (здесь главное не перестараться в количестве, лучше что-то опустить, а через месяц просто поменять приоритеты и делать такую рокировку регулярно), написала список на бумажке и повесила на видном месте - как ни нелепо, но наталкиваться на свои приоритеты глазами, очень помогает (если начнете "привыкать" к бумажке, напишите ее заново, самым необычнм способом, у меня написано белым маркером на черной картонке, так чтобы слишком быстро "не привыкнуть" и не начать не замечать) 
На отдельном альбомном листе я написала приоритеты в столбик и каждый день проставляю плюсик или минусик напротив каждого. Получается матрица дел, причем лично у меня минусы присутствуют достаточно часто, потому что приоритетов целых 6 (я считаю, что это слишком много, если у вас совсем беда с самоорганизацией), но это очень  наглядный инструмент для того, чтобы видеть в каких областях, вы, например, уже неделю ничего не делали, или понимать, что в одной из областей у вас регулярно стоят жирные плюсы, значит это дело уже дошло до автоматизма или настолько легко и приятно, что уже не составляет проблем, в таком случае можно его вычеркивать из приоритетной матрицы (но не из жизни :) оно все равно будет делаться само.
Самое главное с этой матрицей, я не заставляю себя ничего делать, но глядя на лист, я каждый раз напоминаю себе, про что я стала в последнее время "забывать". Опять же, если мне совсем "лень" или "никак" я стараюсь сделать хоть что-то, чтобы поставить хотя бы маленький плюс (точку, плюс-минус). (Например, если не хочется заниматься йогой категорически, я делаю хотя бы 20-минутную разминку.)

Мне такая матрица реально не дает забыть, что есть вещи, ради которых ты (вроде бы) живешь, только на самом деле совсем ими не занимаешься: у меня иногда в разряд таких дел попадает фотография, когда я осознаю, что за последнюю неделю или две мной не сделано ничего, что как-то связано с фотографией (ни одного кадра не снято, ни одной съемки не разобрано, ни одной статьи/альбома по фотографии не посмотрено-прочитано), а значит, с моим движением к этой цели не так :) это позволяет немного вернуться на землю)


Ну и напоследок. Самое главное в борьбе с прокрастинацией, это побороть все возможные микро-дела, которые отвлекают от важного - бесконечные обновления страницы в фейсбуке, бесконечные комментарии, проверяние почты по много раз и тп.  Побороть их сложно (знаю по себе), поэтому надо избавить себя от их наличия. (Например, я уже много лет не "залипаю" в телевизор, не только потому, что это неинтересно, а потому что последние лет 7 у меня просто нет телевизора дома.)
От текущих я избавлялась так: во-первых, отключила везде (в фейсбуках и прочих социальных штуках) все возможные уведомления. (Я кстати только сильно позже поняла, насколько это было правильно решение и насколько оно экономит время). Вообще не только в фейсбуке, но я отключила все возможные уведомления с других сайтов (жж, вконтакте, линкедин, форумы итп - я просто захожу тут раз в неделю или раз в несколько дней, проверить последние изменения), уведомления на айфоне, отписалась ото всех возможных рассылок новостей, чтобы не тратить время, даже не проверку почты, когда оттуда что-то "приходит". В-вторых, стала реже включать скайпы, гмейл-толки и тп. Если действительно надо с кем-то одним поговорить, включаю инвизибл. В-четвертых, если мне надо писать или читать или заниматься арабским, я ухожу в кафе, где точно нет интернета - если для чего-то интернет прямо катастрофически понадобится, я могу выйти с айфона (но надолго там благодаря маленькому экрану и низкой скорости не зависнешь). 
Ну и так далее, с убийцами времени бороться невозможно, но зато возможно искать стратегии их избегания.




PS. Кстати блог, который я упоминала в начале статьи, почитайте ту самую статью про дауншифтинг, интересно http://afriki.livejournal.com/719988.html?thread=2005364

6 комментариев:

Ilya Tchernetski комментирует...

я бы сказал что жизнь не в египте, а жизнь вне офиса расслабляет. я вот помню свои 2 месяца без работы и совершенно не понимаю что я в течении их сделал кроме пары презентаций в несколько слайдов. зато пересмотрел кучу сериалов :)

Unknown комментирует...

Добрый день!

натолкнулась на ваш блог... ну не помню, как )
заболела Египтом... напрочь. потому с интересом читаю.
и есть куча вопросов!!!... можно ли как-то их вам задать? здесь или лучit по почте?

Анонимный комментирует...

Лучше найти меня через аську 48755035 или gtalk svassilieva
Или жж existentia

Mari комментирует...

Очень актуально! )

Анонимный комментирует...

Стелла, как ты все-таки здорово пишешь! Т.к. я сейчас в большей степени работаю дома, а не в офисе столкнулась с проблемой самоорганизации. И кстати говоря, борюсь с ленью и "отвлекающей хренью" похожими способами: с некоторых сайтов просто удалилась, отписалась от уведомлений, если нужно делать важную работу - отключаю интернет-) Попробую твою методику 2х дел и матрицу, о результатах расскажу через пару недель. Спасибо тебе, обнимаю!
NS

Анонимный комментирует...

Есть такой сайт http://hiveminder.com/
Он позволяет ввести список дел, и каждый день напоминает по е-мейлу о тех, что просрочены.
Мне, правда, не сильно помогло, но вдруг)

Отправить комментарий